Информация об итогах заочных публичных обсуждений правоприменительной практики в части регионального государственного надзора за 2 квартал 2020 года

30.06.2020

Скачать в формате PDF

Обзор по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, который включает в себя следующие виды надзора:

-        государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

-        государственный надзор в области обращения с отходами;

-        государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

-        государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

-        государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в виде:

·       плановых проверок;

·       внеплановых проверок;

·       мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

·       плановых (рейдовых) осмотров, (обследований) особо охраняемых природных территорий регионального значения, акваторий водоемов (в том числе водоохранных зон водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов).

В План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год включено 30 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых 7 было запланировано на 2 квартал 2020 года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» все плановые проверки, запланированные на 2020 год были исключены из плана проведения проверок. Согласно вышеназванного документа основанием для проведения внеплановых проверок являются:

-        факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-        назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-        проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

-        основания для проведения которых установлены пунктом 1_1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

-        назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

-        назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;

-        основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4_2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;

-        основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30_1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

Государственными инспекторами за 2 квартал было рассмотрено 27 административных дел, в том числе поступивших из:

-      органов прокуратуры Саратовской области - 26;

-      ГУ МВД России по Базарно-Карабулакскому району Саратовской области -1.

По результатам рассмотрения к административной ответственности было привлечено:

10 юридических лиц, в отношении которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 2 административных наказания в виде штрафа на сумму 300,0 тыс. рублей и 20,0 тыс. рублей соответственно.

10 должностных лиц, в отношении которых вынесены административные наказания в виде предупреждения и 3 административных наказания в виде штрафа на сумму 1,0 тыс. рублей, 10,0 тыс. рублей и 20,0 тыс. рублей соответственно.

1 индивидуальный предприниматель, в отношении которого вынесено административное наказание в виде предупреждения.

1 граждан, в отношении которого вынесено административное наказание в виде штрафа на сумму 3,0 тыс. рублей.

На основании поступающих в Министерство устных и письменных обращений жителей области в случае подтверждения факта нарушения природоохранного законодательства государственными инспекторами за 2 квартал к административной ответственности было привлечено:

1 юридическое лицо, в отношении которого вынесено административное наказание в виде предупреждения;

10 граждан, в отношении которых вынесено административные наказания в виде штрафа на общую сумму 25,5 тыс. рублей.

Также с целью предупреждения правонарушений было выдано 10 предостережений, в том числе:

3 юридическим лицам;

4 индивидуальным предпринимателям;

3 гражданам.

Основные нарушения обязательных требований

в области охраны окружающей среды, которые выявлены в ходе рассмотрения обращений и административных материалов, поступивших из других правоохранительных и других органов

во 2 квартале 2020 года

№ п/п

Наименование выявленного правонарушения в области охраны окружающей среды

Ссылка на положение НПА, которое нарушено

Кол-во, ед.

Статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за правонарушение

Привлечено к административной ответственности/ мера административного воздействия

1

2

3

4

5

6

1

Несоблюдение условий лицензий при разработке участков недр местного значения: за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией

Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395-1

6

ч.2 ст.7.3 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 1 ЮЛ, 1 ИП и 2 ДЛ, а также в виде штрафа в отношении 1 ДЛ на сумму 20,0 тыс. руб. и в отношении 1 ЮЛ на сумму 300,0 тыс. руб.

2

Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

Водный Кодекс Российской Федерации

1

ст. 7.6 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 гражданина на сумму 1,0 тыс. руб.

3

Несоблюдение экологических требований при

осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

14

ст. 8.1 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 7 ЮЛ и 6 ДЛ, а также в виде штрафа в отношении 1 ЮЛ на сумму 20,0 тыс. руб.

4

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления

4

ч.1 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ДЛ на сумму 10,0 тыс. руб.

5

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

2

ч.9 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 2-х ЮЛ

6

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

2

ч.10 ст.8.2 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде Предупреждения в отношении 1 ЮЛ и 1 ДЛ

7

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

Водный Кодекс Российской Федерации

1

ст. 8.12.1 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 гражданина на сумму 3,0 тыс. руб.

8

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Водный Кодекс Российской Федерации

1

ч.1ст. 8.13 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 гражданина на сумму 0,5 тыс. руб.

9

Нарушение правил эксплуатации газоочистных установок (ГОУ), либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Правила эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 № 498

1

ч.3 ст.8.21 КоАП РФ

Вынесено административное наказание в виде штрафа в отношении 1 ДЛ на сумму 1,0 тыс. руб.

10

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

5

ст. 8.39 КоАП РФ

Вынесены административные наказания в виде штрафа в отношении 5 граждан по 3,0 тыс. руб. на каждого

11

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности

Водный Кодекс Российской Федерации

3

ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ

Вынесено административные наказания в виде штрафа в отношении 3 граждан по 3,0 тыс. руб. на каждого

Учитывая необходимость снижения административной нагрузки на бизнес, основным механизмом реализации полномочий в рамках государственного экологического надзора является организация и проведение рейдовых проверок и обследований объектов окружающей среды на территории области с предупреждением и пресечением экологических правонарушений.

Министерством во втором квартале 2020 года проведено 63 рейдовых осмотров и обследований территории Саратовской области, в том числе на водных объектах (17), участков недр местного значения (1), особо охраняемых природных территорий на предмет выявления нарушения требований природоохранного законодательства (4), в сфере обращения с отходами (41) с принятием исчерпывающих мер реагирования.

За 2 квартал 2020 года государственными инспекторами в ходе рейдовых мероприятий выявлено 105 несанкционированных свалок и стихийных мест размещения отходов на землях различных категорий общей площадью 12,2 га.

В соответствии с действующим законодательством органы власти субъектов РФ не наделены полномочиями по государственному земельному надзору, в связи с чем все материалы о выявленных нарушениях передаются для принятия мер в федеральные и муниципальные органы власти, осуществляющие государственный и муниципальный земельный контроль и надзор.

В отношении мест захламления, образованных на землях общего пользования поселений, материалы обследования направляются в Саратовскую межрайонную природоохранную прокуратуру для понуждения органов местного самоуправления исполнить полномочия, предусмотренные действующим федеральным законодательством по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов, а также организации регулярной очистки территории муниципальных образований, а также Региональному оператору по обращению с отходами.

     В результате принятых мер общая площадь зачищенной от свалок территории с начала года составила 0,64 га, ликвидировано 36 несанкционированные свалки. При этом сумма предотвращенного экологического ущерба составила 973,75 тыс. рублей. Ликвидация оставшихся свалок находится в стадии исполнения.


Перечень стихийных свалок,


расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 18.06.2020 г.


п/п

Наименование муниципального
района

Кол-во выявленных свалок, шт

Занимаемая площадь свалок, м2

Объём отходов,
м3

Сумма накопленного ущерба, тыс.руб

Отметка о ликвидации (зачистке) свалки

Кол-во,
шт

Площадь свалок,
м2

Объём отходов,
м3

Сумма предотвращённого ущерба, тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВСЕГО

164

135661

17406

21700,63

36

6462

779

973,75

1

Александрово-Гайский

0

0

0

0

0

0

0

0,00

2

Аркадакский

0

0

0

0

0

0

0

0,00

3

Аткарскский

0

0

0

0

0

0

0

0,00

4

Б.Карабулакский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

5

Балаковский

18

2530

287

358,75

0

0

0

0,00

6

Балашовский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

7

Балтайский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

8

Вольский

18

6960

1871

2338,75

0

0

0

0,00

9

Воскресенский

1

6000

600

750,00

0

0

0

0,00

10

Дергачевский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

11

Духовницкий

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

12

Екатериновский

13

33813

1789

2180,00

1

21

6

8,00

13

Ершовский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

14

Ивантеевский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

15

Калининский

1

9

3

3,75

0

0

0

0,00

16

Красноармейский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

17

Краснокутский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

18

Краснопартизанский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

19

Лысогорский

7

90

63

78,75

6

84

59

73,75

20

Марксовский

1

15000

100

125,00

0

0

0

0,00

21

Новобурасский

6

822

180

225,00

2

52

25

31,25

22

Новоузенский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

23

Озинский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

24

Перелюбский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

25

Петровский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

26

Питерский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

27

Пугачевский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

28

Ровенский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

29

Романовский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

30

Ртищевский

29

3140

813

1016,25

18

1573

473

591,25

31

Самойловский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

32

Саратовский

21

30952

8901

11125,63

2

2134

37

45,75

33

Советский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

34

Татищевский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

35

Турковский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

36

Федоровский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

37

Хвалынский

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

38

Энгельсский

3

43

11

13,75

0

0

0

0,00

39

г.Саратов

46

36302

2788

3485,00

7

2598

179

223,75

40

ЗАТО Шиханы

0

0

0

0,00

0

0

0

0,00

Для профилактики нарушений обязательных требований Министерством разработана «Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы», которая утверждена Приказом от 13.12.2019 года №1008, согласована Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и размещена на сайте министерства.

Программой предусмотрено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе по созданию системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории области, посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров, конференций, обобщения административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься хозяйствующими субъектами и гражданами в целях недопущения таких нарушений с размещением информации по данному вопросу на официальном сайте Министерства в сети «Интернет», проведением разъяснительной работы в СМИ.

За 2 квартал 2020 года посредством взаимодействия со средствами массовой информации, по вопросам соблюдения обязательных требований, было дано 2 интервью министра и 10 комментарий; вышел 1 сюжет на ТВ; размещено 20 публикаций в сети Интернет.


Возврат к списку

Поиск по сайту



задать вопрос 300.jpg