К сведению сельхозпроизводителей!


20.02.2019

20 февраля Министерством сельского хозяйства области при участии природоохранных надзорных  ведомств была организована панельная дискуссия по вопросу: «Основные требования законодательства в части, касающейся деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей по обращению с отходами животноводства».

Уже не одно десятилетие остается нерешенной проблема обращения с отходами животноводческих хозяйств – навозом и пометом. С одной точки зрения навоз и помет – это отход, и на него должны распространяться требования экологического и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, с другой – это товарный продукт.

Представителем Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области была озвучена правовая позиция по данному вопросу, доведенная письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.09.2017 г. № 12-29/23679.

Минприроды России сообщает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Требования к соискателям и лицензиатам установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

Согласно пункту 5 указанных выше требований для получения лицензии для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление с приложением, в том числе, реквизитов санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

На основании статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному «классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2018 года статья 11 Закона № 174-ФЗ будет дополнена подпунктом 7.5 в соответствии с которой, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий осуществляется на основании критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - Критерии).

Критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подпункт "п" п. 1, подпункт "р" п. 2 Критериев)

Следует отметить, что в соответствии с приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», к умеренно опасным отходам III класса относятся: навоз от свиней свежий, помет утиный, гусиный, куриный свежий.

К малоопасным отходам IV класса относятся: навоз от звероводческих хозяйств свежий, навоз конский свежий, навоз от мелкого и крупного рогатого скота свежий, навоз от свиней перепревший, помет утиный, гусиный, куриный перепревший и др. К практически неопасным отходам V класса относится навоз от звероводческих хозяйств перепревший, навоз конский перепревший, навоз от мелкого и крупного рогатого скота перепревший.

Вместе с тем юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз (помет), для собственных нужд при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза (помета) и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд.

Вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий:

- наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара;

- наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ и материалов, к продукции;

- наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции;

- отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

При этом в документах технического регулирования на продукцию (товар) должны быть учтены требования соответствующих национальных и отраслевых стандартов, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Обязательные требования к продукции и связанными с ними требования к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Законом № 184-ФЗ.

В случае реализации производимой на основе навоза продукции третьим лицам, необходимо соблюдение требований статей 3, 18, 22 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами агрохимикатами», в соответствии с которыми установлен запрет на оборот, в том числе производство и применение, удобрений биологического происхождения, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляется Министерством сельского хозяйства России в порядке, установленном Приказом Минсельхоза России от 10.07.2007 № 357 «Об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов агрохимикатов».

В случае, если при организации деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в результате осуществления хозяйственной деятельности которого образуется навоз (помет), при обращении с этими материалами (веществами) предполагается их удаление, в соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ, такие материалы следует инвентаризировать в качестве отходов с последующим соблюдением законодательства в области обращения с отходами.

В указанном случае, если при этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет самостоятельно сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение навоза (помета), то для осуществления указанных видов деятельности указанным лицам потребуется получение лицензии в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ.


Возврат к списку


Поиск по сайту













задать вопрос 300.jpg